ОТКРЫТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ МОСКВОЙ И СЕРГИЕВСКИМ ПОСАДОМ

ОТКРЫТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ МОСКВОЙ И СЕРГИЕВСКИМ ПОСАДОМ

30 августа

(1862)

150 лет со времени события

Идея строительства железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем, опираясь на русские капиталы и на мощь русских специалистов, была подкреплена достоверным экономическим обоснованием.

Проектом заинтересовались московские деловые круги. 29 мая 1859 года акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги стало первым в России частным предприятием для строительства железной дороги без участия иностранного капитала. В уставе Общества было записано, что Общество основано для «устройства сообщения от Москвы на Ярославль посредством паровозной железной дороги через Троицко-Сергиевский Посад». 15 мая 1860 года состоялся торжественный молебен.

Для руководства работами по укладке железной дороги пригласили нескольких инженерных специалистов и более шести тысяч рабочих для строительных работ. Сметная стоимость строительства составляла более четырёх миллионов рублей.

17 августа 1862 г. в московских газетах появилось сообщение: "Управление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день". К открытию дороги в Германии были закуплены пассажирские вагоны. Немецкие вагоны имели одинарную обшивку, и уже осенью в них было холодно. Позднее появились более удобные вагоны мастерских города Коврова.

18 августа (по старому стилю) 1862 года в 3 часа специальный поезд отправился из Москвы в Сергиев Посад. Среди первых пассажиров вместе с представительной комиссией, возглавляемой А.И.Дельвигом, которого к этому времени уже произвели в чин генерал-майора, был и Митрополит Московский Филарет, а так же акционеры и члены правления Общества - И.Ф.Мамонтов, Ф.В.Чижов и Н.Г. Рюмин. После короткой остановки в Хотьково, в половине пятого поезд прибыл на станцию Троицкая.

В Свято-Троице-Сергиевой Лавре Митропо¬лит Филарет, произнеся краткую речь, в чис-ле прочего сказал следующее: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искус-ства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти - ехать полтора часа». Так новая дорога получила благословение от первоиерарха Русской Церкви, после чего завершение ее строительства и открытие железнодорожного движения от Москвы до Сергиева Посада было оз-наменовано благодарственным торжественным молебном с водосвятием.

В 1862 году поезд отправлялся из Москвы в 7 и 13 часов. Из Посада в столицу - в 10 и 18 часов. По пути следования делал пять остановок на станциях: Мытищи, Пушкино, Талицы (Софрино), Хотьково и Троицкая (Сергиев Посад).

Движение товарных поездов от Москвы до Сергиева Посада открылось с 3 октября 1862 г.


Маслов, В.И. Основатели первых железных дорог / В.И.Маслов // Отчина.- 2003.- № 2.-С.7- 15.

Митрофанова, Е.Н. Железная дорога Москва - Сергиев Посад // Сергиев Посад. Взгляд сквозь века / Е.Н. Митрофанова // М-во культуры Моск. обл.; Сергиево - Посадский гос. историко-художественный музей-заповедник; Строительная группа «Стройсервис»; рук. проекта Ф.Х. Макоев; сост. С.Ю.Васильев, С.В.Николаева. - Сергиев Посад: Ремарко, 2009. - С. 147.

Серов, В. Дорога, которую построил Мамонтов: из книги «Неизвестный Мамонтов» / В. Серов // Наш город. Сергиев Посад. - 2010. - №10. - С.6.

Филимонов, К.А. Дорога к Троице: [исторический очерк] / К.А. Филимонов // Вперёд.- 2002.- 3 сентября.-С. 5.